16+

Губернский Деловой Журнал. Журнал российских территорий. Свид-во ПИ № ФС 77-26454 от 15.12.2006

Главная / Статьи / Игорь Руденский: «Новый экономический курс будет подкреплен новыми законами»
01.07.2013 14:04
  • 2395

Игорь Руденский: «Новый экономический курс будет подкреплен новыми законами»

Игорь Руденский
О проблемах и перспективах промышленного развития страны в интервью нашему журналу рассказывает Игорь Руденский, председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.

— Игорь Николаевич, экономика страны замедляет темпы своего развития, ее сырьевая модель себя изживает. Каким образом, по вашему мнению, можно обеспечить рост экономики на уровне 6—8% в год? Какие меры и направления по формированию новой модели экономики необходимо реализовать в первую очередь?

— Совершенно очевидно, что заданных показателей социально-экономичес-
кого развития страны можно достичь при обеспечении роста экономики не ниже 5—6% в год, в то время как в 2010—2012 годах ежегодный темп ВВП сократился до 3,5%. Новый экономический курс, заявленный Президентом, нацелен на то, чтобы войти в пятёрку самых развитых экономик мира, у которых ВВП на душу населения 35—40 тыс. долларов. Сегодня в России этот показатель составляет около 20 тыс. долл. (43-е место среди 146 стран мира).

Для этого нам нужна реальная программа действий, новый экономический курс будет подкреплен взаимоувязанной системой законов.
Среди приоритетных законов: о государственном стратегическом планировании (в стадии подготовки ко второму чтению); о федеральной контрактной системе (принят Госдумой в апреле т. г.); о государственно-частном партнерстве (подготавливается ко второму чтению). И, конечно же, важнейший для российской экономики закон — «О промышленной политике в РФ». Он разработан с участием Научно-практического центра стратегического планирования и управления экономикой, сейчас на платформе партии проходит его обсуждение.

— Как скоро эти законопроекты станут реальными законами?

— Законопроект «О государственном стратегическом планировании» подготавливается ко второму чтению, при Комитете по экономической политике создана рабочая группа по выработке и доработке поправок к нему. Рассмотреть законопроект во втором чтении планируется в середине июня. Законопроект «О промышленной политике в Российской Федерации» уже разработан и проходит процедуру обсуждения на площадках партии с участием ученых, экспертов, общественных деятелей, представителей бизнеса и промышленности. Надеемся в ближайшее время его внести на рассмотрение в Госдуму.

— Что тормозит принятие законопроекта о государственно-частном партнерстве, какие аспекты нынешней редакции требуют доработки?

— Сегодня рассматриваются основные направления доработки ко второму чтению этого законопроекта. Он позволит не только учитывать интересы государства и бизнеса, но и создать прочную правовую основу для активной реализации в нашей стране проектов ГЧП. Использование этого механизма придаст импульс реализации крупных проектов в традиционных сферах ответственности государства, обещает привлечь частные инвестиции в экономику. Особенно в таких отраслях, как инфраструктура, образование, здравоохранение, транспорт и социальная сфера.

Внедрение механизмов ГЧП будет способствовать социально-экономическому развитию регионов благодаря созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости и развития промышленного производства. Принятие закона о ГЧП позволит, в том числе формировать с участием государства «длинные» кредитные ресурсы.

Напомню, что к тексту законопроекта в первоначальной редакции у Комитета по экономической политике имелись замечания, на сегодня все они оформлены в виде поправок. Эти поправки можно условно разделить на два основных блока. Первый направлен на то, чтобы закон о ГЧП не противоречил действующему бюджетному и гражданскому законодательству РФ. Второй — четко прописывает все конкурсные процедуры, делает сам механизм ГЧП понятным, прозрачным, предсказуемым и минимизирует коррупционные риски.

— Как вы оцениваете роль технопарков, индустриальных парков, других институтов для инновационного развития страны? Какие законы необходимо принять, чтобы ускорить выход страны из «сырьевого тупика»?

— Из мирового опыта известно, что технопарки хорошо себя зарекомендовали как институт развития инноваций, продвижения инновационных идей и продуктов на внутренний и международный рынки, взаимодействия с иными участниками инновационной системы.
В настоящее время на территории РФ в различных организационно-правовых формах действуют более 88 технопарков, 11 из которых развиваются по комплексной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Большинство технопарков в России находятся либо в начальной стадии строительства, либо на стадии проектирования. Для их активизации и повышения эффективности нужен комплекс мер, в том числе касающихся налоговой, тарифной, кредитной политики, а также мер по устранению административного произвола в отношении бизнеса и усилению защиты собственности. Мы рассматриваем предложения о разработке системы аккредитации технопарков и наделении их льготами, аналогичными льготам особых экономических зон.

— Каких звеньев, по вашему мнению, не хватает экономике страны для создания целостной инвестиционной системы?

— Отдельная тема, которая проходит через наш комитет, — это сокращение в законодательстве административных процедур. Это и исключение уведомительного контроля сделок в секторе среднего бизнеса, и сокращение видов деятельности, требующих уведомления о начале предпринимательской деятельности, и снижение количества проводимых контрольных, надзорных проверок.

Поскольку у бизнеса в связи со вступлением в ВТО по-прежнему остается много нерешенных проблем и вопросов, необходимо создание системы консультационно-информационной, организационной и правовой поддержки бизнеса во внешнеэкономической сфере.

Важно, чтобы этот центр обладал всеми необходимыми инструментами взаимодействия как с государственными органами, так и с международными организациями. Среди проблем, которые еще предстоит решать, — содействие бизнесу в защите от несправедливой конкуренции и торговой дискриминации.

Кроме того, стала очевидной необходимость развития региональной инфраструктуры информационно-консультационной поддержки экспортоориентированных предприятий, поиска партнеров и установления деловых связей. Информационное обеспечение и взаимодействие бизнеса и власти играют ключевую роль.

Многие из названных мною тем относятся к вопросам ведения нашего комитета. Практически по всем законопроектам экономического блока мы проводим открытые слушания с привлечением бизнеса и общественности. Несмотря на то что проделанная работа имеет вполне заметные положительные результаты, необходимо отметить и серьезные проблемы: учащаются попытки усиления давления на бизнес под предлогом борьбы с коррупцией, стоимость административных барьеров для экономики сопоставима с налоговой нагрузкой. Крайне медленно движется судебная реформа, судебная система сегодня не работает или работает не так эффективно, как хотелось бы.

Существует проблема оттока за рубеж отечественного капитала, и для ее решения требуется комплексный подход. Одним из стимулов процесса возврата финансов в отечественную экономику могла бы стать некая налоговая амнистия. Механизм и условия ее проведения должны разрабатываться с учетом мнения всех заинтересованных сторон, и здесь чрезвычайно важна позиция бизнес-сообщества. Цель этой работы — реализация общесистемных мер по обоснованному ограничению вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства. Недавно принятый Федеральный закон «О контрактной системе» как раз направлен на достижение этой цели.

— Какие законы необходимо принять для защиты прав и интересов предпринимательского сообщества и улучшения инвестиционного климата в стране?

— В первую очередь, как я уже упоминал, нужно внести в действующее законодательство изменения, направленные на снижение административного давления на бизнес со стороны местных властей и контролирующих организаций, на защиту собственности от преступных посягательств (в частности, продолжать совершенствовать законодательные механизмы защиты собственности от рейдерства), защиту инвестиций (чтобы как российские, так и зарубежные инвесторы были заинтересованы вкладывать деньги в российскую экономику), упрощение административных процедур и дебюрократизацию экономики, создание благоприятных налоговых условий для тех, кто инвестирует в российскую промышленность и инновации.

И, разумеется, предпринимательское сообщество ждет принятия закона о государственно-частном партнерстве. Это, на мой взгляд, один из важнейших законов, которые предстоит принять Государственной Думе в этом году.

— Как вы оцениваете перспективы законопроекта «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»? Как он повлияет на улучшение предпринимательского климата, сможет ли остановить процесс ухода в тень малого бизнеса?  

— Этот законопроект находится на рассмотрении в ответственном комитете Государственной Думы — Комитете по труду, социальной политике и делам ветеранов. Срок предоставления отзывов других комитетов к рассматриваемому законопроекту подходит к окончанию.

Ответственный комитет начинает подготовку заключения по законопроекту.
Ранее Правительство РФ поддержало наш законопроект, и это вселяет оптимизм. Он вводит принципиально новый подход к исчислению страховых взносов, который даст микробизнесу с годовыми доходами до 300 тыс. рублей в год возможность продолжать работать легально, а более крупным ИП — сформировать свои пенсионные права в большем объеме.
Надеюсь, что наша инициатива о введении дифференцированной шкалы учета размера страховых взносов будет поддержана, и законопроект будет принят в первом чтении до конца весенней сессии.

— Партия «Единая Россия» приняла решение о создании Научно-практического центра стратегического планирования и управления экономикой. Каковы механизмы и чем реально будет заниматься эта структура?

— Научный центр экономических исследований, созданный при Генеральном Совете партии «Единая Россия», является некоммерческой организацией в виде фонда. Основной целью Центра ставится проведение научно-исследовательской деятельности в области стратегического планирования и управления экономикой.

Цель этих исследований — разработка экономической программы действий власти в целях стабильного развития народного хозяйства и повышения уровня жизни граждан.

Автор: Валерий Борисов

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Вверх