16+

Губернский Деловой Журнал. Журнал российских территорий. Свид-во ПИ № ФС 77-26454 от 15.12.2006

Главная / Статьи / Ключевые программы и новые возможности для России
01.07.2013 13:54
  • 1522

Категории:

Ключевые программы и новые возможности для России

Денис Мантуров

На фоне замедления роста промышленного производства в мировой экономике российские инновационные проекты, поддержанные госпрограммами, имеют шанс перехватить инициативу и выйти в лидеры.

Неравномерное развитие

Среди тенденций развития российской промышленности в первом полугодии 2013 года — замедление темпов роста по сравнению с прошлым годом. По итогам 2012 года прирост валового внутреннего продукта России составил 3,4%, что было лучшим результатом среди стран «большой восьмерки». Промышленное производство, с учетом сырьевой составляющей, выросло на 2,6%. Обрабатывающие отрасли прибавили около 4%, их удельный вес в ВВП составил 15,2% (или 9,5 трлн руб.). Для сравнения — добыча полезных ископаемых 10,9% (6,8 трлн руб.).

Опережающими темпами развивались автомобилестроение, которое приросло за год на 21,3%, авиастроение (+ 12,5%), радиоэлектроника (+ 12,4%), фармацевтика (+ 18,1%), оборонный комплекс
(+ 6,4%). Менее значительный, но все же рост, показали металлургия (+ 4,5%), химическая промышленность и лесопромышленный комплекс (+ 2,5–3%).

Снизили свои показатели по итогам 2012 года легкая промышленность (–2% в текстильном производстве) и судостроение (–2,6%). Негативная динамика сложилась также в отдельных видах производства машин и оборудования (выпуск энергетического оборудования, насосов, подшипников — спад на
10,8%, по горнодобывающему оборудованию — на 15,1%).

Среди причин — снижение объема заказов со стороны сырьевых секторов и энергетики, где ощущается сокращение внешнего спроса. Кроме того, многие предприятия завершили программы модернизации, реализованные в 2010-м и 2011 годах, которые они запустили после сокращения инвестиций в основные фонды в 2009 году.

На развитие российской промышленности прямо повлияли экономический спад и замедление роста промышленного производства в мировой экономике во втором полугодии 2012 года. Впрочем, негативный внешний фон к концу первого квартала т. г. сменился на нейтральный.  

Меры по развитию отечественной промышленности, повышению ее конкурентоспособности и перспективы инновационного развития ведущих отраслей были обсуждены на СовФеде ФС РФ. По оценке Дениса Мантурова, министра промышленности и торговли РФ, который выступил с докладом, за первые четыре месяца 2013 года обрабатывающий сектор в России прибавил 1,2% к соответствующему периоду прошлого года. Но ситуация продолжает оставаться неустойчивой. По регионам несырьевой сектор также развивается неравномерно.

Объемы инвестиций в обрабатывающую промышленность в прошлом году увеличились в 61 субъекте федерации. Однако в 13-ти регионах капитальные вложения сократились от 10 до 20%, что может весьма негативно отразиться на их промышленности. Несмотря на это, инновационная активность в промышленности регионов постепенно растет. И  это крайне важный тренд, который необходимо поддерживать в тесном сотрудничестве с региональными властями, стимулировать создание отраслевых инновационных центров на базе технических вузов и НИИ.

Сохраняются неблагоприятные условия для роста инвестиций внутри страны. В то же время доля собственных средств предприятий, инвестированных в основной капитал в 2011—2012 гг., постепенно увеличивалась. Это указывает на очевидные проблемы промпредприятий с доступом к заемному финансированию. Вероятно, ситуацию изменят решения, озвученные на экономическом форуме в Санкт-Петербурге.

В прошлом году Минпромторг подготовил пять ключевых госпрограмм развития отраслей промышленности, которые были утверждены в конце 2012 года. Четыре из них нацелены на развитие отдельных отраслей — это авиастроение, судостроение, радиоэлектронная промышленность, медицина и фармацевтика. Пятая программа — «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» — комплексная и адресована целому ряду отраслей и направлений. Все госпрограммы рассчитаны на долгосрочную перспективу — до 2020—2030 годов и в совокупности детализируют промышленную политику, которую намерено проводить Правительство РФ в ближайшие годы.

Восстановить стратегические отрасли

Многое предстоит сделать для развития и модернизации таких стратегических отраслей, как станкостроение и ВПК. Повышение технологического уровня в промышленности невозможно без активной модернизации основных фондов. Здесь особую роль играет станкостроение. Сегодня российские потребности в новых станках удовлетворяются преимущественно за счет импорта, что не соответствует стратегическим интересам страны.

Для исправления этой ситуации разработана комплексная подпрограмма «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности». Ее суммарный бюджет 26,5 млрд рублей. На первом этапе, который заканчивается в этом году, реализуется более 100 проектов по разработке новых видов оборудования — прежде всего, металлорежущих станков и кузнечно-прессовых машин. На втором, в 2014—2016 годах, будет реализовано 12 проектов, созданы производства наиболее перспективных видов станков мирового уровня.

Постановление правительства № 56 позволило перераспределить в пользу российских станкостроителей спрос, генерируемый российским государством в рамках проектов технического перевооружения ряда отраслей. Рост производства в 2012 году составил 9,1% по сравнению с 2011 годом. Преодолена негативная тенденция к сокращению объемов производства.

В оборонном комплексе основным драйвером роста отрасли станет реализация целевой ФЦП на 2011—2020 годы. В 2012 году техническое перевооружение вели почти 500 предприятий ВПК, на 35 из них новые мощности уже введены в эксплуатацию. Они будут использоваться, в частности, для обеспечения производства перспективного истребителя, ракетного комплекса «Искандер», ЗРК С-400 и ряда других вооружений. Научные разработки в отрасли охватывают 665 промышленных критических и базовых технологий, выполнено 374 НИОКР для производства современной электронной компонентной базы.

Новый технологический уклад

К числу крайне необходимых для нового технологического уклада отраслей эксперты относят производство редкоземельных металлов, композитов и биотехнологии. Мировые рынки этой продукции еще только формируются, поэтому  важно не отставать от мировых трендов, а где возможно — и перехватывать инициативу. Возможности для этого у нас в стране есть  — и интеллектуальные, и инфраструктурные.

Без использования инноваций успешная конкуренция, тем более на мировых рынках, невозможна. Задача государства в этой ситуации — создание и развитие механизмов мотивации и поддержки, четкое определение приоритетов, в развитии которых заинтересована наша экономика. Эти механизмы и приоритеты заложены в специальных подпрограммах.

Редкоземельные металлы (РЗМ) имеют очень широкий спектр инновационного межотраслевого влияния. Без них невозможно полноценное внедрение 14 из 27 критических технологий, находящих применение в ВПК, атомной энергетике, авиастроении и ракетно-космической отрасли, производстве электронной компонентной базы и наноматериалов, постоянных магнитов, спецсталей и т.д.

Минпромторг подготовил отдельную подпрограмму развития производства РЗМ, которая  утверждена правительством в январе. Объем финансирования до 2020 года составит 147 млрд рублей (из них 23,4 млрд бюджетных средств). Ее цель — разработка, освоение и адаптация технологий производства РЗМ для отечественного ВПК и гражданских отраслей, а также выход России на мировой рынок с продукцией высоких переделов.

В 2013—2016 годах запланировано проведение НИОКР, геологоразведочных работ с постановкой месторождений на баланс, создание базы нормативно-правового и технического регулирования отрасли. На втором этапе будут созданы опытные производства, обеспеченные мерами господдержки.
Еще одно направление, где Россия может и должна вмешаться в инновационную конкуренцию, — индустрия композитных материалов. Мировой рынок композитов динамично развивается. Его ежегодный прирост 5—7%, и в перспективе композиты будут определять более 80% приоритетных разработок новой техники.

Объем мирового рынка композитов составляет 12 млн тонн в год, или около 700 млрд евро. Российское производство этих материалов всего 0,3—0,5% от мирового объема. По потреблению композитов на душу населения Россия отстает от США и развитых стран почти в 20 раз.

С 2013 по 2016 годы стоимость этой подпрограммы для бюджета страны составит порядка 5,4 млрд рублей. Она нацелена на увеличение отечественного рынка композитов как минимум на порядок, предусматривает создание сети испытательных, инжиниринговых и сертификационных центров, предстоит развитие национальной базы НИОКР, подготовка отраслевых и региональных программ внедрения новых материалов. Будут профинансированы инновационные пилотные проекты, задача которых «открыть» важнейшие рынки-потребители продукции из композитов. Это строительство, реконструкция всех видов транспортной инфраструктуры, ЖКХ, радиотехника, электроэнергетика, машиностроение и другие.
Весьма широк также спектр продукции и направлений, в которых применяются промышленные биотехнологии.

В их числе — биотопливо, бытовая химия, субстанции лекарств, удобрения, средства защиты растений, биополимеры и т.д. По прогнозам экспертов, к 2030 году объем мирового рынка биотехнологий увеличится с 60 до 300 млрд долларов. Пока доля России на глобальном рынке биотехнологий составляет  менее 1%. Сформирована рабочая группа по развитию биотехнологий, которая будет решать вопросы комплексного развития биотехнологий и обеспечивать необходимую межведомственную координацию.

Страшилки ВТО

Накануне вступления России в ВТО называлось много факторов риска для российской промышленности. По мнению Дениса Мантурова, на самом деле от вступления в ВТО все же больше плюсов, чем минусов. Среди очевидных плюсов — доступ на международные рынки, открытие тех возможностей, которые ранее отсутствовали. Ряд отраслей уже используют возможность продвигать свою продукцию на зарубежные рынки.

В стране продолжается работа по гармонизации национальных стандартов и классификаторов с международными правилами. Стоит задача к 2015 году добиться корреляции российских и международных стандартов на уровне 48%, к 2020-му — до 56%. Применение новых стандартов и средств измерений позволит отечественным товаропроизводителям повысить экспорт продукции на 5—7%. В совокупности по всем отраслям экономики это даст прирост ВВП на 2% ежегодно.

ВТО не ограничивает влияние государства на развитие отраслей промышленности. В частности, в российском станкостроении уже действует Постановление о запрете на приобретение предприятиями за счет бюджетных средств импортных станков, если их аналоги производятся у нас. В легкой промышленности этот механизм действует по камвольным тканям. Высокая доля госзакупок и в системе лекарственного обеспечения — 35%, в сочетании с успешной реализацией профильной ФЦП, позволила достичь хороших показателей импортозамещения в сегменте лекарственных средств.

Важнейшее направление адаптации к ВТО — модернизация национальной системы стандартизации. В стадии рассмотрения в Правительстве РФ находится закон «О стандартизации». Он позволит внедрить в правоприменительную практику международные стандарты, которые обеспечат признание результатов оценки соответствия российских товаров мировым требованиям. Это будет способствовать росту конкурентоспособности российских производителей на глобальном рынке и повышать эффект от вступления в ВТО.

Драйверы регионального роста

Важную роль для промышленности регионов играет, в частности, автомобилестроение. За последние годы эта отрасль модернизирована кардинально. Объем мощностей по выпуску грузовиков вырос вдвое, легковых автомобилей — втрое. Такой прорыв стал результатом совместных усилий федеральной власти и руководства регионов. В 2012 году производство легковых автомобилей увеличилось на 13%, грузовых —  на 1,5%, автобусов на 30%. Для выполнения Стратегии развития автомобильной промышленности на период до 2020 года продлена программа субсидирования кредитов на реализацию инвестиционных проектов.

Развитию производства автоконцернов в регионах способствует введение новых условий получения льгот на ввоз автокомпонентов. Наиболее ярко это проявляется в тех субъектах, где власти создают специальные условия для развития производства: Татарстане, Самарской, Ульяновской, Калужской, Ленинградской областях.

Еще один сегмент потребительского сектора, который требует особого внимания, — легкая промышленность. Этой отрасли было посвящено отдельное совещание в Вологодской области под председательством Президента Путина, на котором обсуждались наиболее острые вопросы. Основная проблема отрасли — контрафакт, составляющий почти 1/3 рынка. Из-за этого бюджет теряет около 200 млрд рублей ежегодно. Для борьбы с теневым оборотом товаров предусматривается создание специализированных таможенных постов по пресечению ввоза контрафакта.

Еще одна проблема в том, что отрасль во многом зависит от импортного сырья: хлопка — на 100%, шерсти — на 85%, химических волокон — на 30%.В стадии формирования сегодня три сырьевых кластера: по производству шерсти — в Северо-Кавказском округе, по льняному производству — в Вологодской области. Первый урожай хлопка получен в Астраханской области.

Для легпрома характерна высокая изношенность основных фондов — до 60%. Поэтому для поддержки инвестпроектов в этой отрасли в госбюджете выделена отдельная статья по техническому перевооружению. На эти цели предусмотрено 70 млн рублей.

Среди новых направлений поддержки легпрома — продвижение отечественной продукции на рынке. Будет запущен единый бренд «Сделано в России». Организация рекламных акций направлена на формирование позитивного имиджа отечественной продукции, в том числе — организация тематических коллективных стендов на российских и зарубежных выставках, создание интернет-ресурсов об ассортименте выпускаемой российской продукции.

Отечественные торговые компании и сети при поддержке Минпромторга РФ достигли соглашения, облегчающего доступ российским товарам на полки магазинов. В некоторых супермаркетах уже открываются секции с продукцией исключительно российских предприятий. Растет спрос на качественные товары, отвечающие требованиям экологичности и натуральности.

Контроль качества особенно актуален в сегменте детских товаров. Продукцию для детей и семей с детьми производят 15 отраслей. В этой индустрии занято свыше 300 тыс. человек. Ежегодный рост сегмента внутри страны (10%) превосходит общемировые показатели. Подготовлен проект Стратегии развития индустрии детских товаров до 2020 года. Среди ее приоритетов — обеспечение безопасности, высокого качества и доступности товаров детского ассортимента. Поставлена задача увеличить долю российской продукции на внутреннем рынке с нынешних 20% до 45% к 2020 году. Чтобы эта цель была достигнута, будет обеспечен доступ российских производителей детских товаров и к субсидиям для продвижения продукции легкой промышленности на зарубежных рынках.

Особую роль в развитии сегмента детских товаров играет поддержка предприятий среднего и малого бизнеса. Для этого будет создан перечень приоритетных отраслевых проектов, по которым Минпромторг РФ создаст условия для доступного кредитования и окажет содействие заключению трехсторонних соглашений между банками, регионами и инвесторами.

Работа на местах

С 2012 года наш Минпромторг проводит выездные координационные советы с участием всех региональных руководителей, которые занимаются формированием промышленной политики на местах. Их участниками стали региональные министры исполнительной власти, курирующие промышленность, и руководители предприятий. Цель — совместная выработка решений, которые позволят формировать сбалансированную промышленную политику в масштабах всей страны.

Первый координационный совет прошел в Татарстане и был посвящен поддержке экспорта и вступлению России в ВТО, адаптации нашей промышленности к новым условиям. Второй — по вопросам инжиниринга — в Челябинске. На третьем координационном совете в Екатеринбурге, организованном совместно с Фондом содействия развитию жилищного строительства, обсуждались проблемы обеспечения доступным и комфортным жильем работников промышленных предприятий. В этом году Минпромторг планирует  провести в регионах четыре выездных заседания координационного совета.

…Для каждой из отраслей, как традиционных, так и новых, Минпромторг старается найти свои индивидуальные подходы и алгоритмы поддержки и стимулирования  роста. Но, по словам министра Мантурова, предприятия сегодня получают четкий сигнал — время финансирования прямым бюджетным рублем проходит! Конечно, останутся сектора, в которых присутствие государства будет высоким, в их числе авиация и судостроение, а также ВПК. Но по другим сегментам (в горизонте ближайших 10—15 лет) фокус промышленной политики от масштабных государственных инвестиций будет постепенно смещаться к совершенствованию нормативно-правовой базы, созданию благоприятной инвестиционной и инфраструктурной среды.

Автор: Петр Брагин

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Вверх