16+

Губернский Деловой Журнал. Журнал российских территорий. Свид-во ПИ № ФС 77-26454 от 15.12.2006

Главная / Статьи / Все дело в фокусировке
01.07.2013 13:43
  • 1280

Все дело в фокусировке

Город Железногорск (бывший Красноярск-26)
В российских моногородах и ЗАТО активно формируются инновационные кластеры. В перспективе они обещают стать основой современной наукоемкой экономики, альтернативной нынешней сырьевой. Каковы перспективы новых кластеров в российских регионах? Что мешает развитию инновационных и инфраструктурных проектов? Ответам на эти и другие вопросы посвящен обзор.

Российские научные разработки вполне конкурентоспособны или даже опережают мировой уровень. Особенно в таких сферах, как ядерные технологии, авиакосмос, спутниковые телекоммуникации и другие, в которых был обеспечен солидный задел еще в советское время. До недавнего времени эти направления развивали предприятия, расположенные в полусекретных закрытых территориальных образованиях (ЗАТО), что усложняло их кооперацию между собой и другими научными центрами, привлечение инвестиций для реализации прорывных инновационных проектов. Но сегодня ситуация  принципиально изменилась: на государственном уровне взят курс на развитие перспективных наукоемких кластеров, их в разных регионах страны уже отобрано 25. В частности, именно такой подход реализует и курирует Минэкономразвития РФ.

Компетенции можно капитализировать

По словам Артема Шадрина, директора департамента инновационного развития Минэкономразвития РФ, основной посыл при отборе инновационных кластеров — попытка капитализировать региональный научно–технический потенциал моногородов и ЗАТО, который пока используется недостаточно эффективно. Классический пример — ЗАТО Железногорск (бывший Красноярск-26). Его основу составляют два градообразующих предприятия: ОАО «Информационные спутниковые системы (ИСС) им. академика Решетнева» и ФГУП «Горно-химический комбинат» (госкорпорация «Росатом»). Первое — обладатель уникальных технологий и крупнейший мировой производитель спутников (20% мирового рынка). Второе специализируется на транспортировке и хранении отработавшего ядерного топлива, производстве химических реагентов и т. д.

В последние годы оба предприятия наращивают объемы производства, выполняя заказы по федеральной космической программе и гособоронзаказу. Соответственно растут зарплаты и спрос на квалифицированные кадры. Но это не приводит к адекватному росту качества жизни горожан, квалифицированные кадры готовы уехать — в силу неразвитости муниципальной инфраструктуры. Чтобы город мог более гармонично развиваться, надо диверсифицировать экономику, уходить от монозависимости. Для этого необходима поддержка старт-апов малых предприятий, ориентированных на развитие инновационных лифтов и инфраструктуры. Территориальная близость к Красноярску подсказывает логику развития отношений через кооперацию с инженерными центрами и вузами краевого центра.

Похожая ситуация сложилась и в ЗАТО Саров (бывший Арзамас-16), в Нижегородской области (на границе с Мордовией). Этот российский наукоград — крупнейший в стране центр ядерных технологий и супер-компьютеров для моделирования ядерных испытаний, а также лазерных технологий. И автоматически — моногород госкорпорации «Росатом». Он также нуждается в развитии инфраструктуры и малого бизнеса, в этих целях в ЗАТО создан свой технопарк, который развивает предпринимательские старт-апы. У местных властей есть понимание, что сверхвысокий уровень компетенции надо капитализировать, и делать это необходимо в связке с другими научными центрами и вузами Нижнего Новгорода.

В городе Димитровграде (Ульяновская область) базируется НИИ атомных реакторов и ядерно-инновационный Центр медицинской радиологии. Формируется федеральный центр по изготовлению лекарственных препаратов на базе изотопов. Это перспективное и быстро растущее направление имеет особенно большое значение для диверсификации экономики. Перспективна стыковка этого города и Ульяновска в рамках единой агломерации, что вызывает потребность в строительстве дорог и других коммуникаций.

Еще один центр наукоемких технологий —  новосибирский Академгородок, в котором расположено большое количество инновационных компаний. Для ускорения их развития требуется развитие связей с потребителями новейших технических решений и улучшение качества городской инфраструктуры, в том числе рынка жилья. Как следствие, именно Новосибирск стал пилотом по развитию рынка арендного жилья в качестве альтернативного ипотеке. В городе, таким образом, с одной стороны — выстраивается система поддержки малого и среднего бизнеса как инструмента диверсификации экономики региона, с другой — развиваются жилищная и социальная инфраструктуры.

Требуется фокусировка

…Это только несколько из 25 перспективных региональных проектов, которые поддерживает Минэкономразвития РФ. Для реализации пилотных проектов уже выделено 2 млрд рублей, кроме того, есть возможность получить дополнительное финансирование и в течение 2013 года. Более точная фокусировка инновационной и физической инфраструктуры закрытых городов позволит быстрее обеспечить диверсификацию их экономики. И многое в этом направлении  делается. В этих целях Минэкономразвития обеспечивает увязку региональных проектов с федеральными целевыми программами, в частности, в области ядерных технологий и космических программ. Госкорпрации «Роснано» и «Сколково» помогают в стыковке проектов из этих региональных кластеров с крупными компаниями–потребителями. Сегодня 60 крупнейших компаний с госучастием (такие как РЖД, Роснефть, Газпром, Росатом, Ростехнологии и другие) реализуют программы инновационного развития, в том числе по взаимодействию с малым бизнесом и научно-инновационными центрами. В реализацию этих программ встраиваются федеральные институты развития, такие как госкорпорация Внешэкономбанк (ВЭБ). Наукоемкие проекты на уровне кластеров уже представляют для них интерес.

Создан совет кластеров, коллективный орган, в котором взаимодействуют органы власти регионов и муниципальные структуры, крупные компании и представители местных и федеральных институтов развития. У региональных властей также есть достаточно гибкие механизмы развития, в их числе — программы развития малого бизнеса для поддержки старт-апов и других форм инновационных лифтов, инновационной инфраструктуры и приоритетов.

Даже если регион не попал в число этих 25 кластеров, он может использовать их опыт для создания у себя центров кластерного развития. Такой центр может, с одной стороны, оказывать услуги объектам инновационной инфраструктуры, с другой — финансировать консалтинг сторонних организаций для стыковки научных, образовательных организаций и крупных компаний-потребителей. Такие центры уже созданы в Самарской, Томской, Калужской областях.

Остановить отток из ЗАТО

В формировании кластеров и развитии инфраструктуры моногородов заинтересовано не только государство, но крупные корпорации, в состав которых входят градообразующие предприятия моногородов и ЗАТО. Одна из них — корпорация ТВЭЛ, топливный дивизион госкорпорации «Росатом». Ее предприятия производят топливные элементы для АЭС более чем в 10 регионах страны. Как правило, они расположены в ЗАТО или моногородах численностью 60—100 тыс. человек. По словам Вадима Сухих, вице-президента корпорации ТВЭЛ, сегодня корпорация вынуждена выступать в роли института развития. Жесткая конкуренция на мировом рынке заставляет ТВЭЛ активно модернизировать производственные мощности. Там, где раньше работало 10 человек, сегодня требуется вдвое меньше, что ведет к высвобождению специалистов. Угроза остаться без работы повышает социальную напряженность и рождает желание покинуть город. Поскольку корпорация ТВЭЛ не может допустить оттока классных специалистов с предприятий, то ей приходится заниматься развитием социальной и бизнес- инфраструктуры, а также малого бизнеса.

В рамках этого процесса подписаны соглашения между корпорацией «Росатом» и регионами, в соответствии с которыми  предприятия Росатома перейдут на уплату налога на прибыль не в Москве (по месту регистрации госкорпорации), а в регионах (по месту прописки предприятия). Часть этих средств будет идти целевым назначением на развитие моногородов.

Еще одно направление — привлечение в ЗАТО и моногорода инвесторов и якорных резидентов в создаваемые техно- и индустриальные парки, предоставление им площадей на льготных условиях. По словам Сухих, задача непростая — особенно в условиях ЗАТО с их ограничениями, в частности, по обороту земли. Кроме того, региональные власти не всегда идут навстречу, считая, что в атомных городах и так все хорошо, а уровень жизни заметно выше среднего по региону, и богатый Росатом сам решит свои проблемы. Да и главы городов недоверчиво воспринимают прогнозы о скрытой безработице на атомных предприятиях. Но это до тех пор, пока люди не выходят митинговать на улицу.

Трудно бывает наладить взаимоотношения между бизнесменами и муниципалитетами. Для такого взаимодействия очень хорошо подходят региональные Корпорации развития, благодаря которым легче отследить тренды развития областного центра и муниципалитетов. Например, во многих регионах промышленные мощности выводятся из областных центров и могут быть локализованы в ЗАТО и моногородах.

Финансовое плечо

…Перспективные проекты региональных кластеров готовы поддержать финансово-банковские структуры, в частности, Внешэкономбанк. Проблема в том, что уровень подготовки этих проектов зачастую оставляет желать лучшего.

По словам Ильи Кривогова, начальника управления по моногородам Внешэкономбанка, ВЭБ заканчивает собирать данные (по 75 показателям) по промышленным площадкам всех 333 моногородов в 53 субъектах РФ. (Работа с моногородами — это, так сказать, правительственная нагрузка госкорпорации). И выясняется, что уровень подготовки бизнес-проектов очень разный. Если информацию описательного характера (где находится площадка, контактные данные) еще можно получить, то со вторым блоком (какие есть возможности по поддержке и льготам со стороны региона) уже начинаются проблемы. В третьем блоке, самом важном для инвестора (условия входа и ведения бизнеса на площадке, стоимость подключения коммуникаций, аренды, какими региональными актами это все регламентируется), начинаются сплошные прочерки. Это значит, что инвестор должен договариваться на месте уже непосредственно с руководителями региона. Если эти задачи прозрачного ведения бизнеса на площадке заранее не будут решены — инвестор туда не придет.

…Процесс формирования наукоемких кластеров, будущей основы российской инновационной экономики, уже запущен. Сегодня стоит задача капитализации отдельных прорывных проектов и встраивания их в соответствующую инфраструктуру. Для этого требуется более точная фокусировка усилий всех сторон, в числе которых органы власти регионов и муниципальные органы, крупные компании и представители местных и федеральных институтов развития. И тогда результат не заставит себя ждать. Вместо проблемных территорий моногорода станут новыми площадками инновационного развития.  

Автор: Валерий Борисов

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Вверх